Сущность и проблемы становления экологического аудита в Украине

Сущность и проблемы становления экологического аудита в Украине
Сущность и проблемы становления экологического аудита в Украине / Фото из открытых источников

Постановка проблемы. Современное экологическое состояние в Украине характеризуется, в основном, негативными показателями состояния окружающей среды, усилением антропогенного воздействия на природу, широким использованием природных ресурсов, увеличением промышленного производства — и это далеко не все факторы, которые представляют значительную угрозу жизни и здоровью населения, возникновению аварийных ситуаций, экологических катастроф. Поэтому одним из самых действенных инструментов экономико-экологического контроля является экологический аудит. Осуществление аудиторской деятельности в экологии позволяет провести реальную оценку соблюдения предприятиями требований в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, а также выявить уязвимые места в оцениваемой сфере и разработать конструктивные мероприятия; предупредить нанесение вреда окружающей среде; повысить инвестиционную привлекательность природопользователей.

Анализ последних исследований и публикаций. Научные исследования экологического аудита проводили отечественные и зарубежные ученые, в частности: В.Анищенко, Я.Мех, Р.Кулик, А.Петрик, Л. Гуцаленко, В.Фостолович, П.Коренюк, Н.Макарова, Семенова и другие.

Результаты исследований данных ученых свидетельствуют о необходимости внедрения мероприятий, направленных на решение эколого-экономических проблем и обеспечения экологической проблемы безопасности человечества.

Постановка задачи. Целью статьи является исследование сущности, становления и развития

экологического аудита в Украине, его проблемы и пути решения.

Изложение основного материала исследования. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Любая страна с высоким уровнем экономики должна отразить это в государственном законодательстве. Окружающая среда является благоприятной, если она соответствует критериям, нормам, стандартам, касающиеся чистоты, ресурсоемкости и экономического равновесия. Благополучие окружающей среды должно обеспечиваться в пределах экологической функции государства и природоохранной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, технических, научных, организационно-управленческих и других мероприятий, направленных на охрану природы.

Правовой институт экологического аудита начал развиваться в Украине с 24 июня 2004 в связи с принятием Закона Украины «Об экологическом аудите». К тому моменту даже сам термин «Экологический аудит» в законодательстве Украины не использовался, хотя, как это ни парадоксально, деятельность по экоаудиту уже осуществлялась.

Согласно статье 1 настоящего Закона «Экологический аудит — это документально оформленный, системный независимый процесс оценивания объекта экологического аудита, включая сбор и объективное оценивание доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мероприятий, условий, системы экологического управления и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита».

Закон Украины «Об экологическом аудите» содержит ссылки на действующее законодательство в области экологического аудита, устанавливает понятие аудитора-эколога и экоаудиторской организации, регламентирующий в общем виде порядок аттестации и получения сертификата аудитора-эколога, определяет права и обязанности аудиторов и экоаудиторской организаций, а также заказчика экологического аудита. Кроме того, Закон устанавливает обязательность проведения экологического аудита (наряду с традиционной формой добровольного экологического аудита), которому должны подвергаться объекты, представляющими повышенную экологическую опасность, по заказу заинтересованных органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления по объектам или видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность, в предусмотренных законом случаях.

Хотя этот Закон несет ряд положительных изменений, но в нем есть некоторые противоречия и слабые места, поэтому в Украине есть потребность более углубленного анализа правового регулирования института экологического аудита с целью его совершенствования.

На сегодняшний день актуальным вопросом является определение сути экологического аудита как самостоятельного вида независимого контроля.

Исследуя труды отечественных и зарубежных ученых, можно выделить два основных направления понимания сути экологического аудита:

  • как один из видов экологического контроля;
  • как правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере.

Почти во всех случаях суть экологического аудита сводится к критериям объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, объема использованных вод, размера причиненного экологического ущерба.

Поэтому деятельность предприятия нормируется с целью малейшего техногенного воздействия.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу что под экологическим аудитом следует понимать вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, оперативной документации, налоговых деклараций и экологических обязательств с точки зрения их соответствия действующему экологическому законодательству в области охраны окружающей среды и природопользования, а также предоставление других эколого-аудиторских услуг.

В мире введена серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях (ISO 14000). Международные стандарты ориентированы не только на количественные параметры и технологии, но и на систему экологического менеджмента.

Украинский экологический аудит отличается от других тем, что в развитых странах это необходимость и проведение экоаудита осуществляется осознанно. В таких проверках заинтересованы предприятия, корпорации, общественные государства и само государство, что способствует экологической эффективности. В цивилизованных странах экологический аудит развивается и совершенствуется, а в Украине его применяют как контроль за природоохранным законодательством. Если рассматривать с позиций системного подхода – аудит должен основываться на понимании его места в более общих системах. Поэтому проблема развития и осуществления экологического аудита, как отмечает А.Петрик, связанная с решением следующих основных вопросов:

  • проведение экологического аудита деятельности хозяйствующих субъектов с позиций соответствия требованиям природоохранного законодательства, оценка проектно-сметной документации и экологической эффективности управления предприятием;
  • учет экологических аспектов при аудите финансовой отчетности.

Что касается первого вопроса, то следует отметить, что на сегодня в Украине существует достаточное количество видов деятельности, осуществляемых в целях охраны окружающей среды, которые дают оценку экологическим показателям и следят за соблюдением норм экологического законодательства как действующей, так и плановой деятельности.

Для того, чтобы решить второй вопрос необходимо контролировать и оценивать финансовые показатели деятельности организаций в экологической сфере, в частности, величину капитальных вложений в природоохранные основные средства, размер платы за загрязнение окружающей природной среды, эффективность таких вложений и тому подобное.

Экологический аудит является новой формой деятельности, поэтому важно не только обязать организацию осуществлять этот процесс, но и создать такой инструмент, в котором субъекты будут заинтересованы.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что экологический аудит является экономическим видом деятельности и должно осуществляться по общим принципам и нормам аудита в Украине.

Анализируя вышесказанное, можно сформировать задачи экологического аудита:

  • получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формирование приоритетов по осуществлению мер, направленных на выполнение и соблюдение экологических требований, норм и правил;
  • создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования;
  • интеграция деятельности в области окружающей среды с другими сферами деятельности.

Задача разработки и реализации государственной стратегии устойчивого развития Украины, отдельных ее регионов предполагает усиление экологической составляющей экономики, гармонизации экологических и экономических интересов общества. При таком подходе применение процедуры экологического аудита является необходимым условием эффективной реализации экологической политики и предпосылкой принятия обоснованных экологических решений.

Выводы данного исследования. Общая экологическая ситуация, которая сложилась в Украине, определяется как напряженная и очень сложная, требующая применения комплексного подхода, заключается в совершенствовании действующего законодательства с целью обеспечения урегулирования влияния человеческой деятельности на элементы окружающей среды.

Только при этих условиях можно достичь основной цели экологического аудита — соблюдение норм экологической безопасности, рационального природопользования в процессе осуществления хозяйственной и связанной с ней деятельности.

Метки: , , ,

22 августа 2013 Инновации

Оставить комментарий

Вы должны зайти, чтобы оставить комментарий.

Топ банки Украины